Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной темы исследования обусловлена социальными потребностями школы и общества, поскольку от общения педагога с учащимися зависит успешность учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и жизни в целом.
На современном этапе развития школы требования к учителю сместились от формирования у обучающихся предметных знаний школьной программы к выпуску готовых к самостоятельной жизни, взрослых людей. Личностно-ориентированное обучение стоит в приоритете. Важно не только дать знание школьной программы, но и знания, которые помогут выпускнику адаптироваться к социальной среде. Поэтому актуальным для современной школы становится поиск такого подхода и стиля управления учениками, который будет оптимальным для разнообразных ситуаций и будет учитывать тот факт, что не все ученики одинаковы.
Вопрос выбора стиля управления учениками стоит и перед начинающими педагогами и перед опытными. Изучив особенности каждого из стилей и разобрав ситуации, с которыми часто сталкиваются современные учителя, можно выявить и рекомендовать к использованию такой стиль, который позволит найти выход из любой ситуации максимально легко для всех сторон образовательного процесса.
Ученик воспитывается в коллективе ровесников. Коллектив в состоянии усилить воспитательное воздействие учителя или ослабить его. Развитый коллектив может оказать влияние и на индивидуальное развитие учеников, нередко в определенных областях лучше и эффективнее, чем это мог бы сделать сам учитель.
Учителю необходимо заботиться о внутренних процессах, совершающихся в учениках, о том, что направляет их ум, чувства и волю, что они любят, чему противятся, каков их моральный стержень, как правильные действия ученика постепенно превратить в закрепившиеся свойства, в определенные качества личности. Взаимодействия и коммуникативные отношения в воспитании являются социальными отношениями. Ведь успех взаимовлияния обеспечивается сочетанием высоких требований с обеих сторон, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания, радости в преодолении трудностей при решении творческих задач, в атмосфере, где лидируют моменты, стимулирующие влияние учителя, а все тормозящие процесс действия уходят на второй план.
Стиль общения педагога с учащимися непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников. В связи с этим тема исследования «Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся» в настоящее время представляется особенно актуальной.
Цель работы: проанализировать влияние характера педагогического общения педагога на психическое развитие учащихся.
Объект исследования: процесс педагогического общения.
Предмет исследования: влияние стилей педагогического общения на психическое развитие учащихся.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить понятие «педагогические стили общения»;
Проанализировать влияние стиля педагогического общения на психическое развитие учащихся;
Провести эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения и на психическое развитие учащихся.
Методы исследования:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. диагностические методы: тестирование, социометрия, проективные методики;
3. наблюдение, беседа.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ
1.1. Понятие «педагогические стили общения»
Одной из главенствующих характеристик индивидуализации трудового процесса является индивидуальный стиль деятельности. О готовности профессионала к регламентированной структуре профессиональной деятельности и максимальном раскрытии индивидуальности свидетельствует наличие у индивида своего стиля. Педагог, как профессионал, не является исключением.
Проблема педагогического общения вновь приобретает актуальность в связи с направленностью современного образования на личностно ориентированный подход, который «требует изменений в личностном и деятельностном поведении главной фигуры, их обеспечивающей — учителя» [15]. Все чаще исследователи связывают психологическую компетентность педагогов со стилями их общения и межличностного взаимодействия, акцентируют внимание на взаимосвязях педагогического общения с успешностью профессиональной деятельности учителей и личностного развития учеников [15, с. 65]. Так, В.А. Григорьева-Голубева отмечает, что изменения в построении педагогической деятельности влияют на профессионализм общения учителя, способствуют развитию у учащихся гуманистических ориентаций во взаимоотношениях с людьми, при этом качество и эффективность образования достигаются не интенсификацией проводимых мероприятий, а прежде всего развитием творческого характера общения, повышением его культуры [9, с. 109].
Отражая специфику педагогической деятельности, педагогический стиль охватывает стиль управления, стиль саморегулирования, стиль общения и когнитивный стиль ее субъекта – учителя.
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле стиль деятельности – это постоянная система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Она обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями п субъекта (И. В. Страхов, Н. Д. Левитов, B.C. Мерлин, Е.А. Климов и др.).
B. C. Мерлин утверждает, что стиль деятельности – это «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающих лучшее исполнение деятельности» [21].
Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции: они рассматриваются как взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности и деятельности человека. Вообще понятие "стиль" трактуется в широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д. [10]
В отечественной психологии стилем педагогической деятельности обычно понимают устойчивую систему способов или приемов деятельности.
В зависимости от типологических свойств нервной системы могут складываться полярные, индивидуально-устойчивые приемы деятельности, позволяющие людям достигать одинаково высоких результатов. Вместе с тем любой стиль педагогической деятельности может сформироваться только при условии наличия у субъекта положительного отношения к ней.
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов: А. А. Леонтьева, Л. Д. Столяренко, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, А. А. Реан и др.
А.А. Леонтьев рассматривает педагогическое общение как профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися [33].
Л.Д. Столяренко дает следующее определение педагогического общения: «Педагогическое общение - это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты».
Таким образом, профессионально-педагогическое общение - это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержание, методы и средства которого способствуют обмену информацией, взаимному познанию личностей, оказанию воспитательного воздействия.
Трактуя понятие стиля общения, исследователи наряду с классическим определением его как целостной системы операций, приемов и способов (высказываний или соответствующих их значению действий), создающих межличностные взаимодействия (по В.С. Мерлину), как индивидуальной стабильной формы поведения человека, проявляющейся в любых условиях взаимодействия (по В.В. Куницыной), отдельно выделяют педагогические стили, определяя их как индивидуально-типологические особенности социально-психологического воздействия педагога на обучающихся, воплощающие в себе социально-этические установки общества и педагога, как его представителя (по В.А. Кан-Калику, Е.Н. Кишкель) [16, с. 32].
Предлагая рассматривать педагогическое общение как механизм взаимодействия «трех систем метаиндивидуального мира: “педагог”, “ребенок” и “общество”, включенных в контекст реализации педагогом своих профессиональных функций» [13, с. 63], А.Г. Исмагилова отмечает, что стиль педагогического общения отражает своеобразие этого взаимодействия в рамках конкретной индивидуальности педагога и представляет собой относительно устойчивую систему способов и приемов педагогического общения, осуществляемого в самых разнообразных ситуациях реализации
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабенко, Л. С. Конспект урока природоведения во II классе [Текст] : /Л. С. Бабенко // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С.105-109.
2. Бадоева С.А., Грошева М.А. Влияние стиля педагогического общения учителя на тревожность младшего школьника // В сборнике: Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы сборник научных статей пятой всероссийской интернет-конференции. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» . 2015. С. 29-32.
3. Безруких М.М. Ребенок идет в школу [Текст]: Учеб. пособие / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – 4-е изд., перераб. – М.: Академия, 2000.
4. Бикмуканова С.И. Индивидуальный стиль педагогического общения учителя начальных классов // В сборнике: Теоретические и практические проблемы развития современной науки сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 150-152.
5. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998.
6. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст]: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВладосПресс, 2007.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: / Л. С. Выготский – М. : – Просвещение, 2004
8. Григорьев Г.П. Влияние психологического типа личности учителя на стиль педагогического общения // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ IV Международная научно-практическая конференция: в трех томах. 2015. С. 163-168.
9. Григорьева-Голубева В.А. Особенности педагогического взаимодействия в свете аксиологического подхода к образованию // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 3. № 3.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.:ЛОГОС: Университетская книга, 2018
11. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство: [учебник для вузов] / И. А.Зязюн, Л. В.Крамущенко, И.Ф. Кривонос. – М.: Высшая школа, 2017
12. Ильченко О. В. Теоретические основы формирования профессиональной направленности будущих учителей / О.В.Ильченко // педагогические науки. - М:, 2006, ч. 2. - С. 246-250
13. Исмагилова А.Г. Проявление разных форм активности педагога в стиле общения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. № 3.
14. Исмаилова Н.И. Стиль педагогического общения учителей // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 165-169.
15. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Творчество педагога в поликультурном образовательном пространстве // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 33. С. 60—66.
16. Коновалова О.В. Стилевые характеристики общения современного педагога // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 43.
17. Кузнецов Ж.В. Основы стилевой поведения современного учителя: [учеб.-метод. Посиб.] / Ж.В. Кузнецов. – М: ППР, 2014
18. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения: [уч. пособ.] / Н .В.Кузьмина. – М.: Высшая школа, 2017
19. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
20. Лях Г.Р. Демократический стиль общения как показатель педагогического мастерства учителя // Молодий вчений. 2014. № 12-2 (15). С. 158-161.
21. Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст]: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993.
22. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст].- М.,2016.
23. Методика Е.А.Климова «Определение типа профессии». URL http://www.fpo.ru/tests/metodika_prof.html
24. Общая психология: Учебн. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред.В.В. Богословского и др. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011
25. Орлов В.Ф. Теоретические и методические основы профессионального становления будущих учителей художественных дисциплин: автореф. дис. на соискание наук. степени д-ра пед. Наук: 13.00.04 "Теория и методика профессионального образования" / В.Ф.Орлов. - К., 2014.
26. Осолодкова Е.В. Особенности обучения медлительных детей в школе // Тр. междунар. конф. « Научнометодологические и социальные аспекты психологии и педагогики»/ НИЦ «Аэтерна». - Пермь, 2016
27. Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие/ Е. В. Осолодкова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016
28. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999
29. Савченко О. Я. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов / А.Я.Савченко // Подготовка педагогических кадров к работе в условиях уровневой структуры и содержания начального образования: материалы Всеукраинской научно-практической конференции (Полтава, 23-25 апреля 2001г.). – Полтава: ПГПУ, 2001. – С. 8-10
30. Семенова Л.Э., Чевачина А.В. Особенности личностного благополучия учителей с разными стилями педагогического общения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. С. 706-710.
31. Скрынник Н.Е., Трофименко Д.А. Взаимосвязь профессиональных представлений и стиля педагогического общения у учителей // Профессиональные представления. 2016. № 1 (8). С. 206-214.
32. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. – Москва : Изд-во политической литературы, 1988.
33. Фалей М. В. Педагогическое общение : Учебное пособие / М. В. Фалей. - Южно-Сахалинск :изд-во СахЕУ, 2014
34. Шапочкина А.А. Взаимосвязь стиля педагогического общения и личностных свойств учителя общеобразовательной школы // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 222b.